Командная работа болида Формулы-1

Командная работа болида Формулы-1

Абсолютное удовольствие от скорости, которое получают как гонщики, так и зрители — это первое, что приходит в голову, когда слышишь название «Формула-1». Пожалуй, эту мировую гонку, придуманную 63 года назад, знает каждый (и даже те, кто в принципе далек от автоспорта). Такую популярность можно объяснить не только зрелищностью, но и самими условиями, духом этих соревнований. Команды «Формулы-1» используют на гран-при болиды, гоночные автомобили, которые собирают сами. Каждая машина неповторима, вызывает восторг и интерес у публики. Здесь мало просто нанять быстрого, опытного пилота и посадить его в суперскоростной болид, этот болид надо сначала придумать.

Командная работа болида Формулы-1

Командная работа болида Формулы-1

В «Формуле-1» постоянно идут два состязания. Одно видно всем — пилоты соревнуются за первое место в гонке, а второе не так явно — команды борются за Кубок Конструкторов.

Необходимость самостоятельно конструировать гоночный болид записана в правилах соревнования. «Мотор» можно покупать, а вот шасси нужно уже собрать. К двигателям предъявляются одинаковые требования, сейчас в машину должен быть установлен восьмицилиндровый двигатель объемом не более 2,4 литра, который должен весить не менее 95 килограммов, и обороты которого не превышают 18000 в минуту. Строгие ограничения действуют и на другие компоненты автомобиля, поэтому формально все болиды равны по техническим показателям. Однако команды модифицируют и настраивают свои машины индивидуально. Благодаря запретам наращивать мощность напрямую в гаражах команд рождается большое количество технических инноваций, которые затем используются не только на гоночном треке, но и в автомобильной промышленности. Сейчас все ожидают прорыва в сфере экономичности расхода топлива, так как с 2010 года заправляться во время гонки запрещено.

На каждую команду «Формулы-1» работает огромное количество специалистов, которые занимаются исследованиями и расчетами, созданием опытных образцов, программированием, техническим обслуживанием и многими другими вещами. Все эти эксперты работают сообща, что особенно заметно во время пит-стопов, когда за считанные секунды каждый из техников выполняет свою задачу и при этом помогает коллегам. Смена резины, обследование состояния автомобиля, ремонт и замена поврежденных деталей редко длится больше 5 секунд. Кроме того, за состоянием автомобиля постоянно следит команда инженеров, которые непрерывно получают телеметрические данные о машине. Команда «Формулы-1» похожа на улей, где каждый занят своим делом, ради достижения общей цели — победы в чемпионате.

России на поприще «Формулы-1» пока, увы, похвастать особенно нечем. Своих звездных команд у нас нет, и серьезных соревнований на нашей территории, к сожалению, не проводится. Лучший результат российского гонщика в международных состязаниях — третье место Виталия Петрова в Гран-при Австралии 2011 года в качестве пилота команды Renault (также за три года выступлений он единожды смог установить рекорд прохождения круга в одной из гонок). Что касается основной темы нашей статьи, Кубка Конструкторов и командной игры, в том же 2011 году основанная Николаем Фоменко компания-производитель суперкаров Marussia выкупила часть акций команды Virgin, а год спустя эта команда начала самостоятельно производить шасси для выступлений.

Но есть и хорошее известие — 23 июля 2013 года в Москве в шестой раз пройдет яркое гоночное шоу Moscow City Racing, в рамках которого свое мастерство продемонстрируют всемирно известные гонщики «Формулы-1» Дженсон Баттон, Камуи Кобаяси, Киими Раайкконен и другие.